Как дать развод по исламу

Разбитая семья

Как дать развод по исламу

Развод в Исламе – это чрезвычайная мера. И без определённого повода давать развод по Шариату – это макрух, карахат тахрим. То есть он является нежелательным, близким к хараму.

Без какого-либо повода давать развод супруге запрещено, потому что это причиняет боль, материальный ущерб, вред детям.

Человек, который замышляет развод, пусть представит состояние своих детей, которые будут оторваны от родной матери или же от отца.

Свидетельством этому является хадис Пророка (мир ему и благословение), который сказал: «Всевышний не дозволил более ненавистное для Себя, нежели талак (развод)».
Что же может послужить причиной развода? Причиной может быть исключительно тот случай, когда супруга даёт повод усомниться в её верности.

Когда супруг беспокоится и у него есть веские причины полагать, что она общается с посторонним мужчиной, вплоть до близости. Если такие факты существуют, то это, конечно, веская причина, дающая право на развод. В хадисе так сказано: «Женщине развод не дают, кроме как по подозрению в её измене».

Это один из редких случаев нравственной деградации женщины.

А что касается других случаев, то они должны быть исключены, поскольку не могут быть причинами для развода. За исключением, конечно, если, например, супруга уклоняется от исполнения предписаний религии Всевышнего, проявляет небрежность в отношении велений и запретов Аллаха.

В этом случае тоже развод допустим после применения определённых методов воздействия на супругу. Первый метод – это добрая подсказка, проповедь.

Если это не возымело действия, то нужно в достаточно резкой и категоричной форме разъяснить супруге её обязанности, если и это не помогает, то обделить в ложе, можно повысить голос, если это необходимо, всё это гораздо лучше, чем развод. Развод – крайняя мера.

Ибо в хадисе сказано: «Мы не имеем право причинять вред ни себе, ни другим». Человек, разрушая семью, должен помнить, что обе стороны страдают, они терпят убыток: и материальный и моральный.

Ещё при выборе супруги, молодой человек должен думать о том, чтобы с ней не пришлось разводиться. Должен выбирать так, чтобы вопрос развода вообще не возникал.

Нельзя думать: «Женюсь, а если не понравится, я её отправлю». К сожалению, есть и такие случаи.

Мусульманин отличается тем, что во всех сферах жизни руководствуется словом Всевышнего, Его велениями и Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Когда ты не испытываешь каких-то эмоциональных состояний, придерживаться норм Шариата, конечно же, легче.

Но твоя покорность, верность Аллаху проходят испытания именно тогда, когда ты весь в эмоциях, когда раздражён, ведь именно в такой момент должен сделать правильный выбор и сказать: «Я – мусульманин, я должен следовать нормам и принципам моей религии именно тогда, когда я в таком эмоциональном состоянии!» А не выплюнуть из уст эти слова развода, после которых обязательно оба же сожалеют.

Махр

Нормы семейного права Ислама и сам процесс бракосочетания устроены таким образом, чтобы гарантировать максимальную прочность семье. Почему Всевышний не предоставил одинаковое право как мужчинам, так и женщинам разводиться? Для того чтобы сохранить брак, потому что женщины отличаются эмоциональностью, необдуманностью.

Ислам предписывает материальное вознаграждение от мужа, то есть от жениха, которое он предоставляет за согласие своей будущей супруги – махр. Махр – это право женщины, которое материально закрепляет брак.

Аллах предписал махр, чтобы мужчина, прежде чем развестись, задался вопросом: «Надо ли мне разводиться? Я же столько денег в качестве махра отдал ей, если я так буду менять жён – я прожить не смогу!» Вот смысл предписания махра в нашей религии.

Другой вопрос – почему женщина не может, не вольна выдавать себя замуж? Известно, что относительно мужчины женщина слабее, не бывает так, чтобы женщина могла воспользоваться мужчиной, а бывает часто, что мужчина пытается воспользоваться слабостью женщины.

И поэтому в нашей религии со стороны женщины выступает её опекун с целью у вступающего в брак мужчины вызвать наибольшую ответственность. Брак заключается между женихом и опекуном невесты. Для того чтобы жених знал, что она не одна, за её спиной есть опекуны, перед которыми он ответственен. Так предписано Всевышним, чтобы защитить права женщин от посягательства со стороны мужчин.

Законы нашей религии совершенны. К примеру, стал известен такой факт, что создавая законы, особенно касающиеся личных прав, семейных вопросов, французские законодатели в своё время использовали… ханафитский фикх. Когда Наполеон был в Египте, он увёз оттуда целую энциклопедию шариатской юриспруденции. Сегодня французы, не зная об этом, пользуются гуманностью Шариата.

Слова развода бывают разными

Развод происходит тогда, когда муж говорит в адрес супруги слова развода. Слова развода бывают разными, бывают слова, прямо указывающие на развод, и бывают такие, которые лишь косвенно указывают на него. Прямо указывающие слова: «Я с тобой развожусь, я тебе дал развод!» или же «Я тебе дал талак!».

когда муж адресует их своей жене. От того, что муж жене скажет «развод, развод!» или «талак, талак!» развод не совершится. То есть должно быть сказано предложение. Если муж говорит: «Я тебе дал талак» или «Я тебе объявил развод», то это будут слова, которые прямо указывают на развод.

Когда мужчина прямо адресует их своей супруге, происходит развод. За исключением того случая, когда муж сказал их под угрозой смерти – тогда развод недействителен.

Не играйте лишний раз этими словами! Когда муж адресует супруге слова развода, прямо указывающие на него, развод происходит независимо от того, был он намерен давать развод или нет.

Но если речь идёт о других словах, которые могут подразумевать не только развод, например: «уходи отсюда, возвращайся к своим родителям, я тебя отпускаю…», то они могут иметь двоякий смысл, и в таком случае судьёю становится сам автор этих слов. Если он произнёс их с намерением развестись, то развод считается совершённым.

А если он сказал так не с целью развода, а в ходе ссоры, будучи в гневе, то несёт полную ответственность перед Аллахом, Которому известно его истинное намерение.

Здесь рассматривается не общее желание, а желание именно в тот момент, когда он эти слова выговаривал и был намерен дать развод – этого достаточно, чтобы развод состоялся.

Порядок развода

У развода также есть свой порядок, который продиктован нам Сунной Пророка (мир ему и благословение). Если уж разводиться, то нужно знать, что есть Сунна Пророка (мир ему и благословение), согласно которой происходит этот развод. Есть развод «сунний» и «биий».

Иначе говоря, развод, который человек может объявить, и при этом ещё совершить грех. Если он даже вынужден разводиться, человек может разводиться так, чтобы он соответствовал Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Бывает и так, что разводясь в определённое время человек, совершает большой грех.

Например, давать развод женщине, находящейся в состоянии критических дней, Шариат запрещает, потому что, когда муж объявляет супруге развод в период критических дней, они не входят в тот срок, который женщина должна выждать для того, чтобы иметь право выйти замуж за другого человека.

После того как женщина получает развод, она вступает в определённый период, который называется «идда». Это срок в три периода между критическими днями. Если же муж дает ей развод в период критических дней, то её срок увеличивается.

Обратите внимание, чтобы срок её идды не удлинять, Ислам запретил мужу давать развод в период критических дней!

Также нельзя давать развод, если ты по окончании критических дней вступил в интимную близость со своей супругой. Потому что этот период также не засчитывается для её срока. Также Ислам очень строго порицает объявлять развод беременной женщине. В период беременности и критических дней развод давать – харам! Но если кто-то развёлся, то этот развод считается действительным.

Поступайте по Сунне Пророка (мир ему и благословение) и Корану. Развод несёт в себе не только сам факт развода, но и возможный метод воздействия на супругу. Может случиться так, что в процессе развода передумаешь, и поэтому Аллах дал возможность троекратного, постепенного развода Глупо давать сразу троекратный развод, и это противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Возникла сложная ситуация, но ещё есть надежда, что семья сохранится: муж даёт жене один развод. После этого супруга вступает в срок идды, но она ещё находится в его доме, под его опекой, они обдумывают будущее.

Женщина ещё не освободилась, и муж, пока эти три очищения (месяца) не истекли, имеет полное право без возобновления никяха сказать супруге, желательно при свидетелях: «Я тебя возвращаю в супружество, я тебя оставляю своей супругой!». После чего действие такого развода аннулируется.

Хотя на счету у мужа остаются только два развода. А если же ты все эти три месяца муж молчал, и после того, как она очистится от третьих критических дней, даёт ей развод, женщина становится свободной. Без её разрешения муж уже не сможет на ней жениться. Но с её согласия он может на ней заново жениться.

Такая же история, если муж дал два развода. Иными словами, в таких случаях ещё сохраняется шанс возобновить брак.

Но когда уже был дан третий развод, мужчина может окончательно распрощаться со своей супругой: она для него не дозволена до тех пор, пока, возможно, не произойдёт так, что она выйдет замуж за другого и снова разведётся, пройдёт срок идды – и только потом он может жениться на ней!

Пьяный развод

Ещё хочу сказать о разводе в состоянии опьянения, после которого, к примеру, муж говорит: «Нет, я ничего не помню…». Если же человек был невменяем по причине его добровольного опьянения – выпил и не помнит, что говорит, но дал разводы, то эти разводы действуют.

Потому что, хоть он развод дал не по своей воле, будучи пьяным, но выпил-то он по своей воле! Любой светский закон здесь берёт пример с шариатского закона, любой светский закон также сильнее наказывает человека, совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Его не освобождают от ответственности перед законом и Шариат не освобождает. Поэтому не надейтесь, о люди, которые выпили и дали развод: если уж сказали слова развода, то они действуют. И это обстоятельство не смягчающее, а наоборот – отягчающее.

Нам нельзя пить, алкоголь – это яд, он разрушает семьи, больше всего разводов возникает именно по причине этой мерзости!

Плюсов больше, чем минусов

И в конце я ещё раз хочу сказать по поводу отношений между супругами. Полноценно совершенных людей не бывает: ни мужчин, ни женщин. А друг другу оценку нужно давать общую. Молодой человек, в порыве гнева, увидев какой-то недостаток в своей супруге, ставит на ней крест.

Он разведётся с ней, возьмёт другую: так уже придётся два крестика ставить… возьмёт третью … Нужно давать друг другу общую объективную оценку. Этому нас учит хадис: «Пусть не презирает верующий мужчина верующую женщину, если ему один нрав не нравится, понравится другой».

Надо уметь ставить на весы её плюсы и минусы: ведь обязательно плюсов окажется больше. Обязательно она – хорошая домохозяйка, обязательно она что-то хорошо делает. Знай, что если ты разведёшься и будешь искать другую, то найдешь ту, в которой будет ещё больше недостатков. Потому что –ещё раз повторяю! – ни мужчин, ни женщин совершенных не бывает.

Поэтому давайте будем следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение), взвешивать недостатки и положительные стороны, и поощрять положительные качества друг друга!

Дай Аллах, чтобы никому из нас не приходилось произносить слова развода, чтобы семьи у нас были крепкие! Если у нас в семьях не будет порядка, не будет порядка и в нашей религии. Если семья, как на пороховой бочке, ты смиренно полноценную молитву не совершишь! Поэтому надо воспитывать своих детей, жён и держать в порядке свои семьи. Амин.

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/22848

О положении развода в исламе

Как дать развод по исламу

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара 2: 236).

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти.

Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См.

“аль-Мугъни” 8/235.

Однако ученые Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа ученых говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/227.

Но ученые, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.

Что же касается развода без причины, то среди ученых были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады ‘Ийяда.См. “аль-Мугъни” 8/235.

Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком! Имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/228.

Что касается указаний на то, что несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без причины, то доводы на это следующие:

Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163.

Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.

Во-вторых, шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.

И если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы за такое женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.

Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102).

В-пятых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе! Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско.

И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”.

Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “да, ты!» (или: «Ты хорош!”)» Муслим 2813.

‘Къады Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому! Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349.

Также с дозволения Аллаха приведу слова некоторых известных ученых, выбравших упоминаемое мнение:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основа в разводе – порицание! Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нем.

Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему, сеющий наибольшую смуту.

Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил его до тех пор пока не разлучил между ним и его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Ты хорош!”» Муслим 2813.

 И Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 33/81.

Также шейхуль-Ислам говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/89.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод!» Этот хадис не достоверный, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или например, женщина имеет большой недостаток в религии или в ее целомудрии, и нет возможности на нее повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись!» Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55.

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.

‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар развелся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?!» Он сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Так почему же ты развелся с целомудренной мусульманкой?!» и после этого он вернул ее”. Са’ид ибн Мансур 1099. Иснад достоверный.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(723)

Источник: https://takwaa.com/o-polozhenii-razvoda-v-islame/

Расторжение брака по исламским законам

Как дать развод по исламу

Как известно, в исламе семья является важнейшей единицей и развода стараются всячески избегать для ее сохранения.

Однако невозможно избежать случаев, когда два человека не могут ужиться под одной крышей из-за различных сложностей и жизненных обстоятельств.

Хотя ислам и проповедует верность своему супругу и домашнему очагу, на абсолютно нерасторжимом браке религия не настаивает.

Ислам учитывает жизненные нужды своих верующих и допускает разрыв брачных отношений. При этом важно учитывать и знать древние традиции, с которыми связан развод в этой религии.

Оглавление

  • У мусульман
  • По инициативе жены
  • По инициативе мужа
  • Правила
  • Заключение

У мусульман

По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”.

Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.

Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на примирение.

Важно! При получении развода со стороны мужа — для чего жене нужно услышать от мужа “ты разведена”, “я развелся с тобою” — женщине разрешено заново вступить в брак только после прошествия примерно трёх месяцев (3 менструальных цикла).

За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод.

Существуют и исключения:

  1. При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (Св. Коран, 33:49). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.
  2. Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
  3. При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно (Св. Коран, 65:4).

По инициативе жены

По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:

  1. Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
  2. Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
  3. После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.

При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака. Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу).

Важно! При несогласии супруга на хуль правомочно обращение в суд со стороны жены для получения этого права.

По инициативе мужа

По словам Пророка: “Самое ненавистное Аллаху из разрешённого – развод” (Аль-Мустадрак, ч. 2, стр. 214, No 2794), что говорит о том, что для расторжения брака нужна крайняя необходимость. Шариат признаёт чувства и эмоции души своих верующих, поэтому предоставляет мусульманам право на развод. Особенно мужчине в ситуации, когда тот питает ненависть к жене.

Для того, чтобы подать на развод, мужчина должен соблюдать прописанные в Коране правила:

  1. Развод возможен, если жена ведет себя аморально к родственникам со стороны мужа и к нему самому, если изменяет ему.
  2. После развода мужчина выплачивает махр (свадебный подарок жене), если он не был выплачен до момента расторжения брака, также на мужчине лежат обязанности по обеспечению жены на протяжении 3х месяцев после талака и выдаче ей ее имущества.
  3. В период критических дней жены муж не вправе подать на развод, как и после их окончания, если половое сношение состоялось. Таким образом, расторжение брака может произойти только в чистый период при отсутствии половой связи между супругами.

Важно! Если муж без веских на то причин произносит талак, то разрыв отношений возможен, но муж становится грешником до конца его дней.

Исламскими богословами определено, что в гневе человек не может нести ответственность за свои слова и действия. Такие богословы как, в частности, Ибн Таймийя и Ибн Кайим говорили, что высказывать свои мысли человек может в состоянии “открытости” и “закрытости”.

Если мужчина разгневан и непреднамеренно сказал о том, что хочет дать развод своей жене, то он был в состоянии “закрытости” и не собирался разводиться на самом деле. То есть слова его в этот момент не нужно воспринимать всерьез, а нужно игнорировать.

Важно! Развод дозволен дважды, после второго супругу следует удержать или отпустить (сура 2, аят 229).

В исламе считается, что если мужчина в гневе наговорил разного, но потом успокоился и пожалел о сказанном, то намерения расторгнуть брачный союз у него не было. Таким образом, то что говорится в неадекватном состоянии, не воспринимается всерьёз, не учитывается.

Правила

Как происходит развод в исламе важно знать тем, кто планирует вступить в брак по мусульманским обычаям. Как разводятся в исламе и каким правилам следуют, исполняя это решение?

  1. По законам ислама верующие люди, связанные узами брака, должны жить в мире и согласии, это важнейшие условия веры, в которой ценится терпение и размышление. Хотя развод и дозволен, но он крайне нежелателен.
  2. По предписанию веры в случае желания развестись, супруги должны постараться примириться на первом этапе.
  3. Если примирения достичь не получается, муж и жена могут развестись.
  4. Талак — ответ на вопрос о том, какое слово говорят мусульмане при разводе. Талак — это развод, расторжение брачных отношений со стороны мужчины. Огласить свое решение мужчина может как устно, так и письменно. Сделав это, он запускает период ожидания, который длится три месяца (идда). В этот период вступление в интимные отношения запрещено, даже при совместном проживании.
  5. Хуль (развод, который требует жена по исламским обычаям) может быть потребован женщиной при наличии на то причин. Когда жена требует хуль, она должна возвратить махр по причине расторжения брачных договоренностей.
  6. Женщина может обратиться в судебную инстанцию, если муж не исполняет свои супружеские обязательства. Для того, чтобы судья оформил развод, ей необходимо будет предоставить доказательства, подтверждающие невыполнение мужем обязанностей, оговоренных Кораном.
  7. При нарушении мужем брачного договора он обязан выплатить жене махр в его полном размере. В случае, если махр уже вручался жене, он оставляется ей в полном объеме.
  8. Причины развода в исламе строго оговорены Кораном. Для разрыва брачных отношений один из супругов должен аморально себя вести, его поведение должно противоречить исламу. Например, он должен изменять, не вести с супругом половую жизнь и т.д.
  9. Отречение супруга от ислама также служит причиной расторжения брачного союза. Для сохранения семьи оба партнёра должны быть мусульманами, если же кто-то из пары перестает быть мусульманином, происходит аннуляция брака.

Алгоритм бракоразводного процесса в исламе:

  1. Проговаривание формулы, приводящей к разводу, в первый раз.
  2. Спустя месяц формула проговаривается ещё раз.
  3. Ещё через месяц формула проговаривается в третий, заключительный раз.

Такой процесс может иметь место, когда супруги сомневаются в правильности своего решения. Благодаря времени, которое даётся на развод, супруги могут обдумать и взвесить свое решение. Развод является крайней мерой, которая предпринимается только в случаях полного непонимания в семье.

Заключение

К разводу супругов могут побудить разные причины, однако в исламе люди должны решать этот вопрос в соответствии с верой. При уверенности в своем решении брачные отношения могут быть расторгнуты, но только с соблюдением предписанных Кораном условий.

https://www.youtube.com/watch?v=OMyIfGUbS4M

Благодаря тому, что исламское право основано на Божественном Откровении, оно даёт мужу и жене шансы на восстановление брака до окончательного его расторжения. Воспользоваться этим правом — священная необходимость для каждого мусульманина.

Источник: https://razvod-guru.com/razvod/razv-po-islam-zakon.html

Талак (развод)

Как дать развод по исламу

Талак (развод) — чрезвычайно деликатный вопрос. В Исламе он описывается как самое ненавистное из всего дозволенного. Посланник Аллаха (мир ему и Божье благословение)  сказал: «Из дозволенных деяний самым ненавистным для Аллаха является развод». (Абу Дауд)

Однако несмотря на всю гнусность развода Шариат его разрешает. В некоторых случаях, когда брак оказывается непоправимо разрушен без какой бы то ни было надежды на примирение, лучшим выходом является развод, чтобы обе стороны могли с достоинством разойтись и пойти каждый своей дорогой, начав все заново.

До того, как брак достигнет данной точки, нужно постараться сделать все, чтобы проконсультироваться с алимами и разрешить проблемы и трудности, которые могут привести к разводу. В любом браке жизненно важными факторами для сохранения спокойствия, гармонии и любви являются следование Нормам Шариата и претворение Сунны в жизнь.

Несмотря на всю однозначность талака, есть моменты, которые совершенно неправильно понимаются большинством мусульман. Как и в случае с любым другим религиозным вопросом, мусульмане обязаны изучить и понять правила талака. Их незнание и неправильное понимание — главная причина импульсивного, непреднамеренного развода, приводящего к горькому разочарованию во многих супружеских парах.

Что такое талак?

Под талаком подразумевается развод в Исламе. Муж может дать развод жене, используя слова «талак» или «развод».

Кто может выдать талак?

Талак — исключительная прерогатива мужа. Женщина не может дать талак. Если она его выдаст, он в силу не вступит. Как только муж выдает талак, развод получает обязательную силу, и у жены не остается выбора. Развод в этом случае несомненно вступает в силу. Однако у женщины есть возможность воспользоваться процедурой хул', если она пожелает выйти из брака.

Когда талак вступает в силу?

Как только муж обращается к своей жене со словами талака (развода) с такой громкостью голоса, что он сам может слышать себя, развод вступает в силу. Это не зависит от того, произнес ли он эти слова с глазу на глаз или на людях, слышала ли жена эти слова или нет.

Также не имеет значения, было ли произнесение данных слов намеренным или же непреднамеренным, сказал ли он это всерьез или в шутку, произнес ли он эти слова в гневе или нет. Во всех случаях происходит развод.

Талак также вступает в силу в некоторых случаях с иными (не только «талак» и «развод») произносимыми словами. (См. ниже пункт «Талак баин»)

Каковы разновидности талака?

1. Талак радж'и (развод, который можно отменить)

Под талаком радж'и подразумевается развод, выдаваемый словами с явным значением развода: например, «Развожусь с тобой». Такой развод может быть отозван мужем в устной или физической форме (даже без согласия или одобрения жены) в течение периода идда.

Выдача такого развода не вызывает немедленное прекращение никаха. Нет необходимости заново заключать брак для воссоединения. Муж может выдать два талака подобным образом, и оба они будут радж'и.

По окончании периода идда талак радж'и преобразуется в талак баин.

2. Талак баин (безотзывный развод)

При талаке баин развод выдается со словами, явно указывающими на то, что талак — баин (безотзывный), или же со словами, значение которых указывает на развод, если при этом было намерение развестись, например: «Уходи!».

Такой развод однозначно вступает в силу, и никах немедленно прекращает свое действие. Его нельзя отозвать даже в период идда. Для воссоединения необходимо обновление никаха.

При этом нет необходимости жене выходить замуж за кого-то другого перед его заключением.

3. Талак мугалляза (окончательный и бесповоротный)

Если муж выдал три развода (подряд или раздельно, в один день или в разные дни), он станет действителен, и супруги станут отныне посторонними людьми. Они не могут воссоединиться. Новое заключение брака между ними — харам для них.

Бывшим супругам разрешается заключить брак только в том случае, если после периода идда женщина вышла замуж за другого и вступила с ним в брачные (интимные) отношения, а после этого ее второй муж умер или развелся с ней.

Только по завершении идда от ее второго брака, ей разрешается выйти замуж за первого мужа. Такой талак известен под названием «талак мугалляза».

Как выдается талак?

  1. Муж ясно произносит: «Развожусь с тобой» или «Даю развод своей жене». Иными словами, он выдает развод столь четкими и ясными словами, что у этих слов никакого иного значения быть не может. Такой развод называется талак сарих (развод в ясных словах).

  2. Муж не произносит слова ясным, однозначно понимаемым образом. Вместо этого, он использует двусмысленные слова, значением которых может быть как развод, так и нечто иное. Например, муж говорит: «Пакуй свои вещи и уходи!».

    Такие и другие подобные высказывания могут означать развод, а могут означать и нечто иное. Произнесение таких двусмысленных фраз, которые могут иметь несколько значений, называется талак киная (развод в неясных словах).

Другие примеры талака киная:

  • «Ты больше не моя жена.»
  • «Я отлучил тебя от моего дома. Уходи!»
  • «Пакуй вещи и возвращайся в свой дом!»

Во всех перечисленных случаях, если намерением мужа является талак, то происходит талак баин, если же такого намерения нет, то — нет.

Важные правила

  • Идда — это период времени, в течение которого женщина обязана оставаться дома на означенный срок вследствие расторжения ее никаха из-за развода или смерти мужа. В отношение требований во время идды следует проконсультироваться с алимами.
  • Идда талака менструирующей женщины составляет три (3) полных менструальных цикла. Идда для женщины, которая не может менструировать, составляет 3 полных лунных месяца, а идда беременной женщины длится до рождения ребенка.
  • Талак следует давать, когда женщина находится в состоянии тухр (чистоты). Выдача талака в период хайд (менструации) является гнусным поступком. Если муж даст жене талак во время хайда, талак вступит в силу, и идда жены начнется немедленно. Однако поскольку хайд, во время которого был выдан талак, не считается полным циклом, ее идда закончится по завершении трех полных циклов. Цикл, в котором был выдан талак, полным считаться не будет.
  • Если развод был дан ясными словами, он вступит в силу в момент произнесения данных слов независимо от того, намеревался ли муж разводиться с женой или нет, дан ли был развод в шутку или всерьез.
  • Если только один или два развода были выданы ясными словами, то вступает в силу первый вид развода, т.е. у мужа есть возможность отозвать талак и воссоединиться с женой до окончания ее периода идда.
  • Однократное произнесение слов развода приводит к вступлению в силу только одного развода (не двух и не трех). Однако если он произнесет слова развода трижды или скажет: «Я даю тебе три талака», то произойдет не один, а сразу три талака.
  • Если муж выдал один развод, то пока у его жены длится период идда, он может дать ей второй или третий развод. Если он даст второй или третий развод, он будет действительным и вступит в силу.
  • Если муж обратится к жене словом «разведенная», развод вступит в силу, даже если он пошутил.
  • Талак также может быть выдан посредством SMS, по факсу, телефону и т.д. Поэтому нужно быть предельно осторожным.
  • Правила талака достаточно сложные, и малейшее изменение формулировки слов может в корне поменять решение (правило) в их отношении. За решением всегда следует обращаться к знающему специалисту (алиму, муфтию), честно и точно описав свой конкретный случай.

Распространенные ошибки и заблуждения

Главными причинами угрожающего роста случаев талака являются два фактора: невежество (отсутствие знаний) и бесконтрольный гнев.

https://www.youtube.com/watch?v=PmkedayyTPo

Невежество и гнев — два опасных недуга, от которых каждый мусульманин должен стараться спастись. Каждому из нас следует убедиться в том, что мы не пали жертвами этих болезней.

Очень больно наблюдать, как столь судьбоносное действие осуществляется с полнейшим пренебрежением и пугающей частотой.

Существуют несколько широко распространенных заблуждений в отношении талака:

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1

Талак осуществляется, только если выдать три талака.

Из ранее приведенной информации можно легко понять, что это неправда. Более того, выдача трех талаков ставит супружескую пару в положение, когда они не могут воссоединиться, что чрезвычайно глупо.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 2

Как только муж дал первый талак,

оставшиеся два талака вступают в силу автоматически.

Как бы глупо это ни звучало, некоторые люди верят в это. Пока муж не даст второй или третий талак, никакой развод сам по себе, автоматически не возникает.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 3

Если супруги живут раздельно больше трех месяцев,

автоматически наступает развод.

У мужа есть исключительное право на выдачу талака, и до тех пор, пока муж не произнесет слова талака, он не произойдет, независимо от длительности разлуки, пусть даже и многолетней.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 4

Муж устно дает один, два или три талака,

но утверждает, что в его намерения развод не входил,

или же что он произнес эти слова в состоянии гнева,

а значит никакого развода не было.

Такое представление неверно и неприемлемо. Посланник Аллаха сказал: «Три действия таковы, что будь они сказаны в шутку или всерьез, они вступают в силу, — это никах, талак и отзыв талака.»(Абу Дауд и Тирмизи)

Одно лишь произнесение слов талака в здравом рассудке (с намерением развода или без него) приведет талак в действие.

Существует широко распространенное заблуждение, что талак является недозволенным и грешным поступком. Это не так. При наличии уважительной причины талак не является грехом, а в некоторых случаях он может быть даже рекомендуем. Положительные и отрицательные стороны талака следует понимать в правильном свете. За советом следует обращаться к опытному алиму.

Джамиат оказывает помощь в разрешении проблем в браке и общении. Все возникающие трудности обсуждаются совместно под руководством алимов. Для людей, находящихся в других городах, консультации также проводятся по телефону, электронной почте и скайпу (только посредством ой связи).

Для более подробной информации обращайтесь в Джамиат:

Джамиат-уль-Улама (Совет алимов), КЗН, ЮАР

Email: fatwa@jamiat.org.za

Сайт : www.jamiat.org.za

Тел.: +27 (0) 31 207 7099

Факс: +27 (0) 31 207 4163

Скайп: darul.ifta

Внимание! Телефонные и ые разговоры — только на английском и арабском языках.

Источник: https://askimam.ru/article/religiya-islam/talak-razvod/

Талак – развод в исламе

Как дать развод по исламу

В исламе большое внимание уделяется тому, как организована личная жизнь человека. В Заключительном откровении Всевышнего особо оговаривается вопрос взаимоотношения полов.

В суре «Ар-Рум», к примеру, отмечается:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21)

Брак, согласно этому аяту, определяется как особый тип союза мужчины с женщиной, в рамках которого они оба находят успокоение, любовь и уважение. Однако, к глубокому сожалению, не всегда брачный союз оказывается устойчивым к испытаниям, которые выражаются в различных жизненных ситуациях.

Разрыв супружеских отношений в исламе допускается, однако это действие считается одним из самых нежелательных, хотя и подпадают под категорию «халяль» – дозволенных. В качестве подтверждения приведём слова Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.): «Создатель не любит превыше всего развод из того, что Он разрешил людям» (хадис приводят Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким).

Сама процедура развода у мусульман регламентируется нормами Шариата, которые были выведены из Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). Этот процесс отличается гибкостью, что позволяет мужчине и женщине хорошо подумать о расставании и при желании всё переиграть, восстановив брачные отношения.

Процесс развода

Формальным началом процесса расторжения брака являются слова мужа – «талак», «ты разведена», «я развожусь с тобой».

При этом перед окончательным разрывом отношений между супругами имеются несколько стадий, которые характеризуют в определённой мере нежелательность разрыва семейных уз: первый развод незавершённого типа, второй развод незавершённого типа и третий развод, завершающий окончательно брачные отношения пары.

Инициатива разрыва брака, принадлежащая мужчине, не подразумевает возможность её использования в произвольном порядке. Есть перечень правил, несоблюдение которых даёт основание супруге оспорить решение мужа:

1. Развод выступает в качестве следствия аморального поведения жены по отношению к мужу, его родителям и родственникам, сексуальная близость с иными мужчинами. Таково мнение большинства учёных.

Однако произнесённые мужем слова развода без особой причины также влекут разрыв брачных отношений. Муж при этом становится грешником.

На нём лежит обязанность выплатить до конца свадебный подарок (махр), если до развода этого не произошло, отдать уже бывшей жене всё её имущество, а также предоставлять ей помощь на протяжении последующих трёх месяцев.

2. Мужчина может расторгнуть семейный союз только в так называемый период «тухр» – чистый временной отрезок у жены, но при этом у супругов не должна иметь место половая близость.

Богословы всех мазхабов едины во мнении, что муж не вправе разрывать отношения со своей супругой в период после родов и в те дни, когда у неё наступает хайда (т.е. менструация). Кроме того, нельзя разводиться, когда у женщины прошли месячные, но интимная связь между супругами уже состоялась.

Такие ограничения проистекают из изречения Пророка Мухаммада (с.г.в), которое зафиксировано в сборнике хадисов имама Бухари:

Как-то Милость миров (с.г.в.) узнал, что сын Умара (р.а.) развёлся с супругой, когда у неё была хайда. После этого Пророк (с.г.в.) повелел ему аннулировать свои первоначальные слова и возвратить жену. Он дал разрешение на возможность развестись только после окончания периода менструации, а вслед за ним ещё одного.

Причём в данный чистый период супруг, желающий разойтись с женой, не должен вступать с ней в половую связь. Такой продолжительный временной отрезок был дан, очевидно, с тем, чтобы мужчина мог обстоятельно обдумать последствия своего желания развестись.

Вполне возможно, что оно было инициировано какими-то скоропалительными выводами либо банальной вспыльчивостью.

Однако в ситуации, когда глава семьи всё-таки не передумал и оставил в силе произнесённые слова, то развод всё равно признаётся состоявшимся. Тем самым происходит первый развод незавершённого типа.

Далее мужчина и женщина продолжают жить вместе как семья, если в течение трёх месяцев оба поймут важность и необходимость совместной жизни и воссоединятся. Но теперь у мужа остаётся две возможности снова инициировать развод – промежуточная вторая и окончательная третья.

Практически все мусульманские учёные придерживаются позиции, что последующие слова развода должны произноситься не в один момент, а каждый в свой отдельный «чистый период».

Некоторые нюансы талака

  • Если мужчина всё-таки инициирует распад семьи посредством трёх разводов одновременно, то часть богословов считает действительными все три этих талака. Такого мнения придерживаются представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ (мазхабов).

    По мнению ряда шиитских алимов, подобный развод нельзя считать правильным и действующим. Третья точка зрения сводится к тому, что единовременно произнесённый тройной талак воспринимаются в качестве одного.

  • Если после 1-го или 2-го развода пара решит воссоединиться спустя три месяца, то им придётся заново проводить церемонию бракосочетания (никах), а мужчине выплатить супруге махр.

  • Если дело дошло до всех трёх стадий, то муж и жена могут сочетаться повторным браком лишь после того, как женщина выйдет замуж за другого и разведётся с ним.

    Эта норма основана на кораническом аяте из суры «Бакара»:

«Если он развёлся с ней в 3-й раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Всевышнего. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230)

Примечательно, что обеспечение супруги всеми необходимыми удобствами (пища, жильё, одежда) в процессе расторжения никаха возлагается на мужа. Кроме того, в этот период, как мы уже отмечали, запрещена половая близость между ними. Ребёнок, родившийся от бывшего супруга, считается его ребёнком. Однако до пяти-семи лет право на его воспитание принадлежит матери.

Источник: https://Islam.global/semya/semeynaya-zhizn/pravila-razvoda-po-shariatu/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.